Родительский университет

ПОЛОЖЕНИЕ ПРОЕКТА «РОДИТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

государственного учреждение образования «Начская средняя школа имени М.Д.Шестакова Крупского района»

1.Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2022/2023 учебном году».

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3. Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание родительского университета не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования, в его Уставе не фиксируется.

1.5. Работу  родительского университета организует директор, классные руководители, привлекая ресурсы (кадровые и информационные) района.

1.6. Общую координацию деятельности родительского университета осуществляет директор учреждения образования.

1.7. Деятельность родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением и планом работы родительского университета на учебный год.

1.8. Основанием для начала и прекращения деятельности родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

2.Цели, задачи и направления деятельности «Родительского университета», ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания родительского университета является: создание условий способствующих просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

  • построить систему непрерывного педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;
  • организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);
  • повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;
  • повысить социально-педагогическую, правовую культуру родителей;
  • пропагандировать позитивный образ семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;
  • содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;
  • формировать ценностно-смысловые основы родительства;
  • актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • формировать и развивать педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания (формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности родительского университета

  • организация педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:
  • правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;
  • педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;
  • гражданское: о путях развития образования, школы;
  • консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;
  • научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;
  • расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;
  • организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;
  • построение системы распространения эффективного педагогического опыта;
  • трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;
  • взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Две ступени в реализации родительского университета

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся

III-IV классов учреждений общего среднего образования,

II ступень – «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся

VI-IX классов учреждений общего среднего образования,

2.5. Формы проведения занятий

  • традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);
  • дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

 3.Условия, порядок создания и управление родительским университетом

3.1. Условия создания родительского университета:

  1. Создается на базе ГУО «Начская средняя школа имени М.Д.Шестакова Крупского района»;
  2. Создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;
  3. Координирует деятельность родительского университета директор учреждения образования;
  4. Реализуется в группах классов с законными представителями учащихся;
  5. Занятия проводятся один раз в четверть;
  6. Родительский университет может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме; на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор родительского университета:

-  несёт ответственность за эффективность деятельности родительского университета;

-  координирует деятельность родительского университета;

- осуществляет взаимодействие с классными руководителями;

- подписывает все документы, касающиеся деятельности родительского университета, в пределах своей компетенции;

-   ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий родительского университета;

-  в целях реализации поставленных задач родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

4.Структура родительского университета

4.1. Структуру родительского университета определяет и утверждает директор учреждения образования.

4.2. Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности –  учебные кабинеты школы, компьютерный класс, библиотеку и др.

 5.Документация проекта «Родительский университет»

  1. Приказ учреждения общего среднего образования об организации работы родительского университета на базе учреждения общего среднего образования района;
  2. Положение о родительском университете;
  3. План работы на 2024/2023 учебный год;
  4. Тематика консультаций законных представителей в рамках проекта;
  5. Методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

 6.Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

свернуть

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА 2023/2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

для родителей учащихся III-IV классов

Темы занятий

Дата проведения

Ответственный

3-ий класс

1

Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Влияние оценки на самооценку учащихся

28.10.2023

Бабак Н.Ф.

2

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

30.11.2023

Бабак Н.Ф.

3

Здоровая семья – здоровый ребенок

22.02.2024

Бабак Н.Ф.

4

Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви

23.05.2024

Бабак Н.Ф.

4-ый класс

1

Ребенок и компьютер

21.09.2023

Шалак И.С.

2

Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся

29.11.2023

Шалак И.С.

3

Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-х классов

26.01.2024

Шалак И.С.

4

Агрессивное поведение: как помочь ребенку? Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребёнка

19.04.2024

Шалак И.С.

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

для родителей учащихся VI-IX классов

Темы занятий

Дата проведения

Ответственные

6-ой класс

1

Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Ценности семьи как основа воспитания ребенка

19.10.2023

Юшко В.А.

2

Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков

22.12.2023

Юшко В.А.

3

Безопасность подростков в сети Интернет. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков

12.03.2024

Юшко В.А.

4

Трудности переходного возраста. Мальчики и девочки: как строить взаимоотношения?

15.04.2024

Юшко В.А.

7-ой класс

1

Трудности общения. Конфликты между подростками, основные причины конфликтов. Любовь и дружба в подростковом возрасте

27.10.2023

Тихонович В.Ф.

2

Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних

22.12.2023

Тихонович В.Ф.

3

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Родительский авторитет

22.02.2024

Тихонович В.Ф.

4

Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению

20.05.2024

Тихонович В.Ф.

8-ой класс

1

Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов родительского контроля

27.10.2023

Потапчик С.А.

2

Как уберечь подростка от насилия. Противоправное поведение несовершеннолетних

22.12.2023

Потапчик С.А.

3

Осторожно: суицид. Профилактика суицидального поведения

22.03.2024

Потапчик С.А.

4

Культура поведения в конфликтных ситуациях. Семейные конфликты в диаде «родители-дети», причины их возникновения. Школьные конфликты

24.05.2024

Потапчик С.А.

9-ый класс

1

Формирование правосознания и ответственности подростка за свои поступки. Самооценка поведения

20.10.2023

Тихонович Т.В.

2

Агрессия, её причины и последствия. 

Интернет-зависимость: пути преодоления

19.12.2023

Тихонович Т.В.

3

Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей

23.02.2024

Тихонович Т.В.

4

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

24.05.2024

Тихонович Т.В.

 

свернуть